В коридоре второго этажа, где располагаются начальные классы, стоит двусторонняя рама с почти законченной семиметровой сетью. Со звонком из кабинетов высыпает ребятня. Минута-другая – и дети обступают сеть, проворно выискивая свободные ячейки, чтобы вплести свою ленточку. Дальше двигаются рядками, чередуя цвета, чтобы сеть напоминала листву и кору деревьев. Тем, у кого не хватает сил затянуть узел, помогают «бабушки» – активные жительницы микрорайона. Так и работают: стар и млад в едином порыве.
– Однажды увидела, как волонтёры плетут маскировочные сети, и подумала, почему бы нам с детьми не попробовать себя в этом деле, – рассказывает учитель начальных классов и руководитель музея школы № 64 Любовь Михайловна Ячменькова. – Попробовали. Получилось. И вот, начиная с февраля прошлого года, сплели и отправили на СВО уже 67 сетей.
Главными помощниками инициативного педагога стали родители учеников. Они изготовили двустороннюю раму, на которую натягивается капроновая сеть-основа, помогли приобрести ткани для плетения – из синтетических полимерных материалов с прочными нитями. В обычных магазинах такие не продают, только под заказ. В этом году с покупкой ткани помогла школа.
– Эта работа никоим образом не влияет на учебный процесс, – отмечает педагог. – Утром у нас звучит гимн, потом десять–пятнадцать минут перед началом занятий ребята плетут сеть, а затем плетут в течение дня на переменах. Никого не заставляем, всё только по желанию. Но заметила, что у нас на этаже редко кто бегает без дела. Иногда приходят помочь ребята из среднего и старшего звеньев.
Информация о том, что в школе организовано плетение маскировочных сетей для участников спецоперации, быстро разнеслась по району.
Постепенно к детям присоединились жительницы окрестных домов. Поскольку все они пенсионного возраста и имеют внуков, в шутку стали называть себя «школьными бабушками».
Они и патриотическим воспитанием занимаются, и трудовым, и духовно-нравственным.
– В этом взаимодействии и проявляется преемственность поколений, – подчёркивает Любовь Михайловна. Педагог с полувековым трудовым стажем, мама пятерых детей и бабушка двадцати внуков она знает, о чём говорит. – Общение как между бабушками и внуками. Ребята к ним тянутся, а в ответ получают мудрые советы, теплоту, внимание.
Маскировочные сети на фронте считаются расходным материалом и требуются в больших количествах для укрытия военной техники и блиндажей от пронзительных «взглядов» дронов. Изготавливают узелковым методом. Техника несложная, но трудоёмкая и занимает много времени, поэтому всегда нужны рабочие руки.
– Услышали от старшей нашего дома Ольги Викторовны Рощиной, что в школе ребятишки плетут сети, заинтересовались, решили помочь, – рассказывает Ольга Михайловна Банных – в прошлом машинист крана на ММК, сейчас пенсионерка. – Пришли с мужем раз, другой, и не заметили, как втянулись. Стали рассказывать соседям, знакомым, так постепенно у нас образовался небольшой, но дружный коллектив. Мы чувствуем здесь свою нужность. И дело не только в сетях и помощи фронту, но и в общении с детьми. Кого-то обнимешь, с кем-то поговоришь –
и на душе тепло. Теперь по-другому воспринимаем информацию о том, что происходит на СВО. Если видим по телевизору военные машины в растрёпанных сетях, хочется делать для фронта ещё больше. Приносим из дома сладости, носки, другие необходимые вещи, заворачиваем в сети, чтобы ребята там, на передовой, порадовались.
Эти маскировочные сети какой-то незримой нитью связывают тех, кто на фронте, и тех, кто в тылу, признаются женщины.
– С того времени, как началась спецоперация, всё время думала, где могу применить свои силы, – признаётся Ольга Викторовна Рощина. – Когда услышала, что дети плетут сети, засомневалась: смогу ли? Потом решила: если они научились, то и у меня получится. Правильно говорят, что плетение сетей затягивает. Иной раз надо внука вести в бассейн, время поджимает, а ты думаешь: ещё две-три ленточки привяжу и побегу. Уходишь домой, а мысли все здесь. Даже, когда болеешь, эта работа стимулирует выздоравливать быстрее.
Совместное плетение сетей объединяет крепче всяких уз, признаются женщины. Во время начала садово-огородного сезона приходилось непросто, всё-таки большинству добровольных помощниц уже за семьдесят, но мысли о бойцах, которые в это время рискуют жизнью на передовой, придавали сил.
– По возрасту это наши дети и внуки, – объясняет Ольга Викторовна. – Как же мы не будем им помогать? За минувший год у нас сформировался костяк – восемь человек. Ходим в школу, как на работу, плетём с девяти до двенадцати. Иногда приходят новенькие, кто раз в неделю, кто реже, но в основном рассчитываем только на себя.
На изготовление сети уходит около пяти часов, рассказывает Ольга Викторовна. Освоить искусство плетения несложно. Заплетая ленточки в сети, кто-то молится, кто-то думает о том, чтобы эта маскировка сохранила чью-то жизнь. И каждая мастерица вплетает в сеть тепло своих рук, своего сердца.
– Однажды выложили в соцсети фото, как дети плетут сети, и к нам пришёл боец, восстанавливающийся после ранения, и попросил эту сеть, – рассказывает Любовь Михайловна. – Потом три месяца писал нам письма, благодарил за работу и говорил, что теперь будет с товарищами брать только «детские» маскировочные сети. А недавно пришло сообщение, что наши сети спасли жизнь одному солдату: он спрятался под сетью, и дрон его не заметил. Раньше мы просто сворачивали сети и отдавали, сейчас упаковываем по всем правилам, а ещё указываем имена тех, кто над ней трудился.
Маскировочные сети можно создать и промышленными способами, но, говорят, те, что сделаны вручную, распознать сложнее, и в этом их огромное преимущество.
– Мы плетём сети, чтобы помочь нашим солдатам: они будут укрывать ими свои машины или сами укрываться, – поясняет четвероклассник Саша Китаев. Именно его семья помогла приобрести капроновую сеть-основу для сети, которую их сын плетёт сейчас вместе со своими одноклассниками.
Его товарищ Егор Княжин вместе с родителями готовит материал для плетения сетей – нарезает ткань, которая приходит в больших бобинах, на ленты шириной от четырёх до шести сантиметров.
– Занимаемся этим дома в свободное время, – рассказывает школьник. – Это важно. Мы не хотим, чтобы повторилось то, что было в 1941 году, когда обычные мальчики воевали с врагом. Поэтому помогаем как можем.
– Сначала мы медленно плели, потом научились, и дело пошло быстрее, – подключается к разговору ученик 4-а Султан Вадилгов. В эту сеть он планирует завернуть письмо для бойца с пожеланиями скорой победы и пару носков. – Меня дома все поддерживают: родители, братья, сёстры. Солдаты там воюют за всех в России, и мы должны им помогать.
Валерию Мамину ребята называют почтальоном, потому что вместе с двумя одноклассниками она время от времени обходит классы и собирает письма для солдат, которые затем вместе с сетями отправляют на передовую.
– Кто-то рисует картинки, кто-то пишет добрые слова или кладёт в них шоколадки, – рассказывает Валерия. – С первого дня плету сети, потому что мне нравится помогать. Думаю, солдатам приятно, что эти сети сделаны не только взрослыми, но и детьми.
Первоклассница Полина Ядрышникова привлекла к плетению сетей бабушку, теперь работают на пару.
– Внучка пришла из школы, сказала: «Бабушка, нужна помощь», – улыбается Ольга Павловна. – Пришла, смотрю, тут женщины работают, ну и присоединилась Ленточка за ленточкой – время здесь пролетает незаметно. Это полезное и нужное дело, мы чувствуем свою причастность к важным событиям.
Готовые масксети забирают епархия, волонтёрская группа «Своих не бросаем» и организация ветеранов Афганистана, Чечни и СВО и отправляют с гуманитарным грузом на передовую. А школьные бабушки с нетерпением ждут победы и уже подумывают о том, кому будут помогать, когда закончится спецоперация.



